Новые площади смогут удовлетворить спрос на современные торговые центры.
По данным нового исследования ведущей международной консалтинговой компанией в области недвижимости CBRE, ожидается, что в 2012 году объем строительства новых торговых центров в Европе увеличится на 25%, что позволит удовлетворить спрос ритейлеров на современную высококачественную торговую недвижимость.
Исследование Shopping Centre Stock in Europe, проведенное компанией CBRE, посвящено изучению существующих и строящихся в Европе торговых центров площадью 10 000 кв.м и более. Такие центры представляют собой большую часть центров, в которых располагаются или хотели бы располагаться международные розничные торговые сети.
В первой половине 2012 года в Европе открылся 51 торговый центр общей площадью 1,5 миллиона кв.м, и ожидается, что к концу года будет построено еще 3 миллиона кв.м торговых площадей. Если открытие всех этих центров произойдет вовремя, в 2012 году площадь завершенных объектов достигнет 4,4 миллиона кв.м, что на 25% больше, чем в 2011 году.
Наибольшая активность наблюдается на рынке Турции, где в 2012 году было построено почти 400 000 кв.м площадей новых торговый центров, что составило одну треть новых площадей, вышедших на рынок в первой половине этого года. Немного отстает Германия (165 000 кв.м), за которой с небольшим отрывом следуют Италия и Польша (140 000 кв.м).
Невилл Мосс, Глава отдела исследований рынка торговой недвижимости региона Европа, Ближний Восток, Африка компании CBRE, прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом:
«Рынок строительства торговых центров Турции, Польши и России, который характеризуется высоким уровнем активности, позволяет розничным компаниям развивать свои торговые сети; однако в других местах количество торговых центров гораздо скромнее и соответственно там ритейлерам предоставляется гораздо меньше возможностей для расширения. Очень важно, что лишь некоторые из новых площадей могут предложить премиальные торговые помещения в центре крупных городов, которые пользуются наибольшим спросом у ритейлеров, вследствие чего некоторые ритейлеры сталкиваются с проблемами при реализации своих планов по расширению».
В 2011 году в Европе было построено около 3,6 миллионов кв. м торговых площадей, что на 4,6% меньше, чем в предыдущем году. Тем не менее, текущий уровень строительства новых площадей остается высоким и отстает только от показателей 2005-2009 года, когда наблюдались более высокие годовые темпы завершения торговых объектов.
В последние годы ведущее положение на рынке строительства торговых центров принадлежало развивающимся рынкам, но и на более зрелых европейских рынках темпы строительства остаются высокими, удовлетворяя спрос со стороны ритейлеров. В 2011 году на пять крупных западноевропейских рынков (Испания, Италия, Франция, Германия и Великобритания) приходилась одна треть новых торговых центров, построенных в Европе.
Турция проявила наибольшую активность, построив свыше 20% новых торговых площадей в прошлом году, в том числе центр Marmara Forum площадью 160 000 кв.м в Бакыркёй, Стамбул, который стал самым крупным объектом в Турции, простроенным на сегодняшний день. На втором месте оказалась Польша, где было построено 16 центров общей площадью 428 000 кв.м, что составило 12% от новых площадей. Россия сохранила высокие темпы строительства: только в Москве и Санкт-Петербурге было открыто девять новых торговых центров.
Обзор по странам
В настоящее время на территории всей Европы строится около 7,5 миллионов кв.м торговых площадей. По прогнозам, Турция будет оставаться самым активным рынком. Там будет возведено около 1,5 миллиона кв.м; за ней следуют Италия (698 000 кв.м) и Испания (612 000 кв.м).
Общая площадь центров, находящихся на стадии строительства в Великобритании (120 000 кв.м), составляет лишь 1,5% от общей площади строительства в Европе, что намного меньше, чем во Франции (7%) и Германии (6%), где все еще существуют возможности для строительства. Низкие темпы строительства в Великобритании вызваны жесткой потребительской средой и ограниченным спросом со стороны арендаторов; но такие темпы также отражают высокую стоимость строительства новых городских центров, которая обусловлена строгими правилами городского планирования.
Италия занимает второе место по количеству новых площадей. Относительная нехватка торговых площадей в Италии (13-е место в Европе по площади на душу населения) в сочетании с высоким спросом арендаторов на современные высококачественные объекты торговой недвижимости способствуют активному строительству. До конца года ожидается открытие около десяти новых центров, а в 2013 году предполагается построить еще десять, в том числе торговый центр Finiper Villesse площадью 90 000 кв.м в Виллессе.
В Испании строится относительно немного центров – всего десять, но среди них есть несколько крупных центров, в том числе Rio Shopping площадью 100 000 кв.м в Арройо-де-ла-Энкомьенда (Вальядолид) и Puerto Venezia площадью 120 000 кв. м в Сарагосе. Puerto Venezia откроется в октябре и, вместе с существующим ритейл-парком, станет одним из самых крупных торговых центров в Европе общей площадью свыше 200 000 кв.м. Общий размер новых площадей, появляющихся на рынке, остается достаточно большим несмотря не на самую благоприятную потребительскую среду.
В Германии на стадии строительства находится около 400 000 кв.м площадей, из которых восемь центров должны открыться до конца этого года, в том числе Höfe am Brühl площадью 30 000 кв.м в Лейпциге и Forum Mittelrhein площадью 24 000 кв.м в Кобленце. В настоящее время ведется обсуждение неоднозначного плана, который может ограничить количество крупных новых центров, особенно в небольших и средних городах. Предполагается, что сначала необходимо расширить существующие торговые центры, и лишь потом рассмативать возможность строительства нового центра. Идея заключается в сохранении структуры рынка торговой недвижимости, которая в настоящее время существует в городе.
В Польше ведется строительство 18 центров, большинство из которых находятся в небольших и средних городах. Следует отметить, что в Варшаве, где наблюдается самый высокий спрос со стороны арендаторов, а процент вакантных площадей составляет всего 1,5 %, ведется строительство только двух новых центров. Это заставляет ритейлеров задуматься о размещении своих магазинов на центральных торговых улицах.